Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Соколиный Фортготовые квартиры в рассрочку с 1-ым взносом от 20%!Проектная декларация
15
Спецпредложения
Источник: InMyRoom

Как стать великим декоратором: история успеха Мадлен Кастен

Ковры с леопардовым принтом, пестрящая узорами отделка стен и диванов, немыслимое количество мебели, чей диапазон разнится от оригиналов эпохи ампира до их точных французских и немецких копий, цветовая палитра, отражающая наиболее смелые расцветки природы. Это лишь малая часть характерных признаков стиля, обозначавшегося как "классический авангардизм" от известного французского декоратора и антиквара Мадлен Кастен (Madeleine Castaing, 1894-1992 гг.).

Влияние различных явлений, начинающихся от литературы начала XIX века до художественного экспрессионизма Хаима Сутина, и частые отсылы Кастен к стилю ампир смогли повлечь за собой возникновение организованной и продуманной формы эклектизма, коим явился так называемый "стиль Кастен". Те, кто знаком с "голливудскими" интерпретациями стиля ампир от Дороти Дрейпер до Келли Уэстлер, найдут в них уже знакомые элементы от стиля Мадлен Кастен. В то время, как Дрейпер и Кастен были современницами, последняя придала торжественности ампира более утонченное французское звучание – то, которое в дальнейшем будет развивать довольно радикальными способами один из ее наиболее заметных последователей Жак Гранж.

Не без склонности к преувеличению Кастен заметила: "Когда дело доходит до декорирования, супружество английского комфорта с французским вкусом, вполне возможно, является наиболее значительным явлением середины XX века". Вне зависимости от того, считаете ли вы это утверждение верным или нет, без всяких сомнений стилю Кастен удалось гармонизировать нарочитую роскошь французского имперского стиля с простой и всё ещё элегантной смелостью английского ампира.

Сейчас кажется совершенно очевидным тот факт, что восприятие стиля Кастен во всём его очаровании и эмоциональности зависит далеко не только от подкованности наблюдателя в вопросах истории, доступной лишь специалистам в области истории стиля эпохи регентства. Последний в свою очередь был очередной интерпретацией греко-римского периода, что подтверждается археологическими открытиями конца XVIII века, и очередным звеном в ретроспективной цепочке перевоплощений, которые относят нас назад к эпохе итальянского ренессанса. Хотя было бы неправильно интерпретировать стиль Кастен как всего лишь одну из возможных реминисценций классики; все же это один из пунктов развития эстетики, наиболее востребованной за всю историю, как один из способов утверждения политической силы и престижа. Стиль Кастен не таит в себе ни одного из этих скрытых мотивов. Более того, его отношение к истории носит скорее характер личных воспоминаний о ней и, скажем, позаимствовав название одной из любимых книг Кастен, "память вещей".

Воспоминания ребенка, восторгавшегося интерьерами загородной виллы своих прародителей, будто навеянными произведениями Пруста; реминисценции молодого, жадного до подробностей читателя, впервые окунувшегося в интерьерные пространства – такие живые и почти реальные – начала XIX века, детально запечатлённые в книгах Бальзака и Стендаля; фантазии о бесстрашных молодых людях, путешествующих через тёмные леса и так внезапно наткнувшихся на заброшенный дом, который когда-нибудь станет её собственным и однажды будет считаться произведением искусства. Таковым стал обветшалый дом под названием Lèves, ставший основным пространством для воплощения этих буйных юношеских фантазий, так долго томивших её сознание. История и память, игра и стилизация – вот основные черты стиля Кастен.

Разрушительная сила Второй Мировой Войны стала суровой реальностью для Кастен, когда Lèves были реквизированы нацистами в 1940 году. Перед тем, как вернуться в Париж и обосноваться в квартале Сен-Жермен-де-Пре, финансовая неустойчивость положения Кастен привела её к необходимости перевести свои декораторские навыки в сферу предпринимательства, что в значительной степени было недоступным для женщин видом деятельности в тот период времени. Ее первый бутик открылся на улице Шерш-Миди в 1941 году, затем переехал на улицу Бонапарта в 1946. Назло всем критикам Кастен выкрасила фасад своего магазина в чёрный цвет, а торговый зал превратила в подобие интерьера квартиры. Как можно было бы предположить, ассортимент бутика включал в себя антикварную мебель, а также ткани по её собственному дизайну, которые пользовались популярностью, ведь заказы на неё шли непрестанным потоком. Однако, её способы организации бизнеса имели мало общего с традиционными, что не мешало успеху её предприятия, а служило дополнительным фильтром в выборе клиентов, которых она тщательно подбирала для милых сердцу безделушек и предметов мебели.

Стиль Кастен был ее единственным стандартом и самоцелью. О ее эксцентричных выходках пошла молва и не безосновательная, ведь Кастен легко могла отказать клиенту в продаже какой-либо вещи, если тот пришёлся ей не по душе. А таких, вероятно, находилось немалое количество, ведь интерьер её магазина мог не меняться годами. Товары не расходились ещё и потому, что мало кто умел распознать в них будущих протагонистов затейливых интерьеров. Большую часть своих сокровищ Кастен находила на блошиных рынках. Она ненавидела китайский фарфор и восточные ковры, но выставляла на продажу голубые пластмассовые цветы, ядовито-жёлтую кожу и табуретки, похожие на сидящих на корточках негритят. Возможно, именно поэтому ее основными клиентами всегда были люди, не чуждые определённой доли артистизма, – актёры, режиссёры, художники. В их домах Кастен работала по одной схеме: с простой белой штукатуркой, круглыми арками, неоклассическими пропорциями (её кумиром был Палладио) и строгой расстановкой мебели XIX века. Эту весьма сдержанную основу она одевала с бесконечной любовью к романтическому вымыслу – в портьеры из тяжёлой тафты, в ковры с тонким рисунком, в ткани с леопардовыми принтами.

Дом своего друга Жана Кокто в Мийи-ла-Форе Кастен украсила экзотическими "шкурами"-обоями "под леопарда", на которых, как на песке, проступали морские звёзды. Здесь же на каминной полке очутились амфоры, будто изъеденные морскими лишайниками. Томная спальня Нины Риччи в доме на Марсовом поле тонет в шелках, хотя Кастен и недолюбливала эту ткань: она, мол, "чересчур нарядная и напрашивается на комплимент". Но Мадлен никогда не навязывала своих вкусов клиентам. Собственный же стиль она по-прустовски определяла как "придуманное прошлое" – и действительно, оформленные ею комнаты выглядят так, будто сошли со страниц какого-то стилистически затейливого романа. На деле такого времени, пусть и литературного, не существует. Точнее оно составлено из разных времен, как и ее зачарованные интерьеры.

Читайте также
    Недавний старт продаж
    8
    ЖК "Ясеневая 14", ул. Ясеневая
    14 февраля 2018
    Ипотека
    Старт продаж
    Мат. капитал
    от 3 404 890 Р
    Проект включает в себя несколько жилых корпусов, школу, детский сад, физкультурно-оздоровительный комплекс, два подземных и многоуровневый надземный паркинги. Окружающий...
    1-комн. от 4 898 560 Р
    2-комн. от 7 038 720 Р
    3-комн. от 8 748 520 Р
    Студия от 3 404 890 Р
    ЗастройщикГК ПИКСдача ГКIII Квартал 2019
    Домодедовская, 15 мин. пешком
    13
    ЖК "Вавилова 4", ул. Вавилова
    14 февраля 2018
    Ипотека
    Старт продаж
    Мат. капитал
    от 15 264 720 Р
    Жилой квартал бизнес-класса «Вавилова 4» расположен в престижном районе Москвы рядом с Нескучным садом и площадью Гагарина. Проект разработан известным британским бюро...
    1-комн. от 15 264 720 Р
    2-комн. от 34 333 100 Р
    3-комн. от 33 113 600 Р
    4+ комн. от 39 754 660 Р
    ЗастройщикГК ПИКСдача ГКIV Квартал 2018
    Ленинский проспект, 2 мин. пешком
    10
    ЖК "Академика Павлова", ул. Академика Павлова
    14 февраля 2018
    Ипотека
    Старт продаж
    Мат. капитал
    от 4 174 800 Р
    Жилой комплекс «Академика Павлова» расположен в зелёном районе Кунцево на западе Москвы в 10 минутах ходьбы от метро «Молодёжная». В него входят монолитные дома высотой...
    1-комн. от 6 818 700 Р
    2-комн. от 8 516 400 Р
    3-комн. от 12 200 640 Р
    4+ комн. от 16 080 000 Р
    Студия от 4 174 800 Р
    ЗастройщикГК ПИКСдача ГКIV Квартал 2020
    Молодежная, 10 мин. пешком
    15
    ЖК "Римского-Корсакова 11", проезд Высоковольтный
    2 часа назад
    Ипотека
    Старт продаж
    Мат. капитал
    от 3 526 000 Р
    Жилой комплекс «Римского-Корсакова 11» удобно расположен, находится на севере Москвы в 15 минутах ходьбы от метро «Отрадное», в двух остановках на общественном...
    1-комн. от 5 375 700 Р
    2-комн. от 6 598 040 Р
    3-комн. от 10 441 860 Р
    4+ комн. от 12 841 200 Р
    Студия от 3 526 000 Р
    ЗастройщикГК ПИКСдача ГКIV Квартал 2019
    Отрадное, 15 мин. пешком