Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Спецпредложения
Источник: ABITANT

Ликбез по стилям: ар-нуво

Ар-нуво (от фр. Art nouveau, «Новое искусство», а в русской критической мысли «модерн») – один из последних «больших» стилей, вдохновленных искусством и получивших свое яркое самобытное выражение в архитектуре, предметном и интерьерном дизайне.

Своей экзальтированной эстетикой причудливо переплетающихся органических мотивов ар-нуво, победоносно преобразившее урбанистическую и жилую среду крупных европейских и американских городов на рубеже XIX и ХХ столетий, обязано сразу нескольким английским художественным направлениям – прерафаелизму, эстетизму и «Искусствам и ремеслам» Уильяма Морриса. На формирование пластического тезауруса стиля также большое влияние оказали элементы неоготической архитектуры, в частности, работы Артура Макмёрдо и Эжена Виолле-ле-Дюка.

Первым архитектурным «манифестом» стиля стал отель Tassel, возведенный в 1893 году в Брюсселе по проекту молодого бельгийского архитектора Виктора Орта. Металлоконструкции, пользовавшиеся большой популярностью в ту индустриальную эпоху, впервые были введены как части фасада жилого здания, объединены с каменными элементами и украшены вьющейся кованой «порослью». Интерьеры отличались поэтичными волнообразными линиями, их декорировали напольной мозаикой, фресками, витражами, ковкой, а также необычной мебелью, светильниками и коврами, исполненными по авторским эскизам.

В 1895 году европейские журналы об искусстве и архитектуре уже активно пропагандировали новую утонченную эстетику, приправленную множеством искусных иллюстраций. Стиль становится актуальной темой творческих дискуссий – между Веной и Глазго в лице Отто Вагнера и Шарля Ренни Маккинтоша, между Парижем и Брюсселем в лице Эктора Гимара и Виктора Орта и т.д. В декабре 1895 года немецкий арт-дилер Зигфрид Бинг открывает на рю де Прованс в Париже галерею Art nouveau, позаимствовав для названия выражение из статьи художественного критика Эдмонда Пикара. Здесь выставляются работы Ван де Вельде, Родена, Тулуза-Лотрека и Тиффани.

Тем не менее, центром легендарного французского ар-нуво, чувственного и натуралистичного, становится город Нанси, где работают Эмиль Галле, стеклодувы братья Даум, мастер витража Жак Грюбер, декоратор Луи Мажорель. Именно их «безделушки» прозвучат триумфально на Парижском салоне 1900 года и навсегда останутся эталонами ар-нуво в общекультурном европейском сознании.

Несмотря на всю свою идейную новизну и тотальное отрицание академизма, интерьер ар-нуво все же унаследовал ряд фундаментальных принципов организации и декора пространства от своих предшественников, в частности, от готики, рококо и барокко. Начать с того, что «новобранец», как все более ранние классические стили, стремился к эстетическому благозвучию всех элементов интерьерного ансамбля и требовал авторской разработки предметов мебели и всего декоративного убранства.

У готического кабинета ар-нуво позаимствовал теоретическую модель стилистического обособления, а также особое внимание к фактуре и цвету натуральной древесины. У рококо модерн учился изяществу асимметрии, а у барокко – сложной витиеватой пластике резного антаблемента. Свои же чувственные отношения с ее величеством линией ар-нуво выстраивал под влиянием японского искусства, открытого миру в 1868 году. Там же он позаимствовал и пристрастие к созерцанию тварей и творений природных.

Виртуозы-ремесленники ар-нуво работали с массивом древесины ценных пород, стеклом, серебром, бронзой, железом, полудрагоценными камнями, перламутром. Они искали вдохновения и заимствовали конструктивные идеи у живой природы. Многие работы, в частности, представителей школы Нанси и американского мастера Луиса Комфорта Тиффани, свидетельствуют о кропотливой исследовательской работе при создании концепции каждого предмета мебели или аксессуара, в которых линия всегда изгибается, а структурное членение подчинено динамике движения причудливой кривой.

Лучшие архитектурные и интерьерные памятники ар-нуво находятся в Брюсселе, Вене, Барселоне, Глазго, Париже, Нанси и Турине. И несмотря на то, что национальные трактовки стиля разнятся, все творения этой эпохи всегда будут восхищать своей оригинальной орнаментальностью и мифологичностью, словно позаимствованными из девичьих снов.

Читайте также
    Недавний старт продаж
    3
    ЖК Резиденция на Всеволжском рассчитана на 21 квартиру. Благодаря продуманной планировке здания, будущие владельцы будут иметь полную свободу в создании уникального...
    2-комн. от 135 460 000 Р
    3-комн. от 114 880 000 Р
    ЗастройщикАО "Лидер-Инвест"Сдача ГК3кв. 2018г
    Кропоткинская, 5 мин. пешком
    3
    от 5 224 950 Р
    Клубный дом на Менжинского расположен в Бабушкинском районе Северо-Восточного административного округа Москвы. Новостройка представляет собой 17-этажное здание...
    1-комн. от 5 224 950 Р
    2-комн. от 6 280 000 Р
    4+ комн. от 12 127 000 Р
    Студия от 7 440 000 Р
    ЗастройщикAlvekСдача ГК2017
    Бабушкинская, 5 мин. пешком
    3
    от 6 932 340 Р
    Дом в Мневниках - стильный жилой комплекс бизнес-класса. Современный проект дома разработан известной архитектурной мастерской мастерской Сергей Киселёв и Партнёры....
    1-комн. от 6 932 340 Р
    2-комн. от 11 941 600 Р
    3-комн. от 18 446 800 Р
    4+ комн. от 21 675 600 Р
    ЗастройщикАО "Лидер-Инвест"Сдача ГК2018
    Полежаевская, 12 мин. транспортом
    3
    «Квартал Триумфальный» расположен в районе Фили-Давыдково Западного Административного округа Москвы. Жилой комплекс окружен с юго-востока самой большой природоохранной...
    1-комн. от 14 568 750 Р
    2-комн. от 20 826 500 Р
    3-комн. от 31 098 000 Р
    4+ комн. от 32 779 500 Р
    ЗастройщикФЦСРСдача ГКIV кв. 2018 г
    Славянский бульвар, 17 мин. пешком