Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
ЖК "Софийский", 5 минут от Кремля. От 536 000 руб/кв.м.Апартаменты 43-260 кв.м. Готовность 100%. Выдаем ключи! Звоните.(495) 126-65-93
Спецпредложения

Как вокзалам дают новую жизнь

Отечественные вокзалы имеют одну схожую черту: недружественную окружающую среду. Привокзальные площади чаще всего забиты автотранспортом и стихийными торговыми точками, а территория вокруг выглядит неухоженной и заброшенной. Можно ли исправить ситуацию и «гуманизировать» это пространство?

Кейс по метаморфозам

В любой точке мира вокзалы считаются местом повышенной опасности. Прибывающие и отбывающие поезда, платформы, железнодорожные пути и днем, и ночью требуют от пассажиров внимательности и осторожности. В некоторых городах усугубляют ситуацию карманники и бродяги, которые здесь «кормятся». Другое дело, что во многих странах удалось полностью нейтрализовать недружественную среду, в том числе за счет благоустройства территории вокруг вокзала, реконструкции самого здания и наделении его новыми функциями.

Основатель архитектурного бюро Master’s plan Юлия Зубарик приводит пример радикального подхода к решению судьбы такого объекта в центре столицы. «Вокзал в Париже был превращен в галерею художественного искусства и  получил название музея д’Орсе. Сейчас это одна из наиболее посещаемых выставочных площадок французской столицы», – говорит эксперт.

Во время загрузки произошла ошибка.
Музей д’Орсе в Париже

Еще один интересный пример – это вокзал в Лейпциге, который с начала XX века перестраивался несколько раз, но после реконструкции в 2015 году стал чуть ли не самым крупным по площади в Европе. «Кейс интересен тем, как в нем функционирует торговый центр арендуемой площадью около 30 тысяч кв. метров. Это успешный проект «встраивания» торговых площадей в здания железнодорожных вокзалов», – рассказывает Полина Жилкина, руководитель отдела ритейл-консалтинга департамента торговой недвижимости компании JLL. По ее мнению, заслуживает внимания и проект транспортного хаба Sagrera в Барселоне, инвестиции в который превышают 600 млн евро. «Фишка» проекта – парк La Sagrera Lineal Park, который будет разбит над терминалом.

Во время загрузки произошла ошибка.
Вокзал в Лейпциге

Вокзалы обладают огромным трафиком, в том числе транзитным, который связан с ожиданием, что является мощным стимулом спонтанных покупок. Кроме того, выгодная локация делает их удобным местом покупок и для горожан. Именно поэтому, как считает Илья Мейтыс, руководитель архитектурного бюро «Архкон», тренд на превращение вокзалов в многофункциональные центры (МФК) будет усиливаться, а, соответственно, будут возрастать и требования к внутренним рекреационным пространствам: детским зонам, благоустройству и пр. «Отличным резервом могут стать расположенные рядом промышленные зоны. Например, территории у трех вокзалов в Москве, рядом с Курским вокзалом. Здесь вполне могли бы появиться новые парковые пространства, транспортно-пересадочный узел и МФК под открытым небом. Интересен проект на площади Павелецкого вокзала, но пока он не реализован», – перечисляет эксперт.

Во время загрузки произошла ошибка.
Курский вокзал в Москве

В отечественной практике вокзалы сегодня  отстают по интересным, прорывным проектам от аэропортов. Илья Мейтыс объясняет это тем, что железные дороги уже не развиваются так стремительно, как это было в XIX-XX веках. Кроме того, здания вокзалов расположены в центре города, и здесь речь идет всегда о реконструкции, а не новом строительстве, что гораздо сложнее. Создать современные коммуникации, обустроить необходимое количество парковочных мест и пр. в плотной городской застройке не всегда удается.

Транзитная начинка

Самая же необходимая начинка для всех вокзалов это аптеки, кафе, рестораны, возможно, отделения банков и банкоматы. Однако в Европе пошли дальше. Знаменитый железнодорожный вокзал Мадрида, это не только огромный транспортный хаб, но еще и оранжерея, которая устроена прямо в центре здания. Здесь помимо тропической зелени и цветов есть пруд с черепахами и золотыми рыбками, лавочки для отдыха пассажиров.

Во время загрузки произошла ошибка.
Вокзал в Мадриде

Любопытен проект экогорода на рельсах, реализуемый в городе Винге (Дания), проект реновации недействующих станций парка Хай-Лайн в Нью-Йорке, вокзал в Штутгарте и другие. Между тем любая хорошая идея, например, создание на вокзалах тех же детских площадок, как отмечает глава бюро MAD Architects Мария Николаева, потребует увеличения штата работников управляющей компании.
 

Поддерживать чистоту и порядок на этих островках при большом потоке будет непросто. Вокзалы должны быть функциональны и удобны для пользования по своему основному назначению, большинство элементов необходимо делать с учетом высокого износа и риска вандализма.
Мария Николаева
Глава бюро MAD Architects

Около многих европейских вокзалов, особенно исторических, разбиты небольшие скверы с фонтанами, где можно отдохнуть или дождаться своего поезда. «Такие вокзалы встречаются и в России, но в силу климатических особенностей скверы функционируют только в теплое время года», – добавляет Мария Николаева.

Рентабельность фонтана

В целом эксперты единодушны в том, что фонтаны, оранжереи, парки и другие крупные элементы комфортного времяпрепровождения должны быть уместны и располагаться там, где позволяет площадь. Затраты же будут зависеть от того, как финансируется проект: полностью за счет бюджетных средств или, в основном, за счет частного капитала.

Во втором случае, как отмечает Полина Жилкина, любой инвестор будет считать доходность, взвешивать все «за» и «против» низкорентабельных элементов концепции проекта. «Объем инвестиций зависит от степени реконструкции здания или нескольких строений, увеличения их площадей и пр. В удельном выражении стоимость может варьироваться от 600-700 долларов (минимальная реконструкция, реновация с использованием существующего конструктива) до 2000-2500 долларов на квадратный метр», – подсчитывает эксперт. Мария Николаева называет вилку от 1 млн рублей до 2-3 млрд рублей.

Возможно, что овчинка стоит выделки. По мнению Юлии Зубарик, чем более разноплановыми будут функции вокзалов, тем более успешными они могут быть с коммерческой и социальной точки зрения. «Основные зоны – досмотра, покупки билетов – занимают не слишком большие площади. Все остальные, включая и зону ожидания, могут быть переданы не только под торговлю и общепит, но и под объекты культурно-просветительского характера. Галереи, фотовыставки, даже образовательные центры – все это может быть размещено и с успехом привлекать пассажиров, ожидающих поезд», – полагает эксперт.

Пока же реализация подобных масштабных проектов видится только в будущем и только в крупных городах. Жители небольших российских городов рады были бы и малому – отремонтированным платформам, небольшим скверам, ухоженным клумбам, тротуарам с хорошим покрытием и чистоте.

Яна Ягур
Читайте также
Недавний старт продаж
8
Мкрн «Домашний», ул. Донецкая
10 мая 2019
Ипотека
ФЗ 214
Старт продаж
Мат. капитал
от 4 227 263 Р
Новый микрорайон «Домашний» — проект крупномасштабной застройки на берегу Москвы-реки. Проект станет самой современной и благоустроенной частью сложившегося района....
1-комн. от 4 227 263 Р
2-комн. от 6 375 023 Р
3-комн. от 9 441 594 Р
ЗастройщикОАО "Мосстройснаб"Сдача ГКIII Квартал 2021
Марьино, 4 мин. транспортом
6
ЖК «Небо», пр-кт Мичуринский
8 июня 2019
Ипотека
ФЗ 214
Старт продаж
Мат. капитал
Цена по запросу
ЖК "Небо" расположен в ЗАО Москвы на берегу реки Раменка в 8 минутах ходьбы от одноименной станции метро. Проект представляет собой 3 башни высотой 51-52 этажа с...
ЗастройщикCapital GroupСдача ГКII Квартал 2020
Раменки, 8 мин. пешком
8
ЖК «Город на Реке Тушино-2018», Волоколамское ш
13 июня 2019
Ипотека
ФЗ 214
Старт продаж
Мат. капитал
Цена по запросу
Город на реке Тушино-2018 - лучший строящийся жилой комплекс комфорт-класса в Москве. Комплекс спроектирован как "город в городе". В шаговой доступности разместятся...
ЗастройщикООО "Стадион "Спартак"Сдача ГКIII Квартал 2021
Спартак, 5 мин. пешком
7
«IL Ricco» клубный дом, пер. Подсосенский
14 июля 2019
Ипотека
Старт продаж
Мат. капитал
Цена по запросу
Особняк «IL Ricco» является шедевром русского барокко и входит в число охраняемых памятников истории. Созданный академиком архитектуры Александром Поповым в конце XIX...
ЗастройщикВМС ДевелопментСдача ГКТребует уточнения
Курская, 8 мин. пешком