Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Счастье в СадовникахИпотека 5,9% от ВТБ. Просторные планировки. Рядом с метро!Проектная декларация
Счастье в ТушиноИпотека 5,9% от ВТБ. В окружении парковых зон. Рядом м. Сходненская!Проектная декларация
Счастье в КузьминкахИпотека 5,9% от ВТБ. Рядом Кузьминский лесопарк. До метро 3 минуты!Проектная декларация
Счастье в ЧертановоИпотека 5,9% от ВТБ. Рядом Битцевский парк. До метро 7 минут!Проектная декларация
Счастье на ВолгоградкеИпотека 5,9% от ВТБ. Развитая образовательная инфраструктура!Проектная декларация
Счастье на ДмитровкеИпотека 5,9% от ВТБ. Развитая инфраструктура. Рядом м. «Селигерская»Проектная декларация
Двухуровневые пентхаусы,Открытые террасы. Премиальный сервис от Marriott.(495) 401-71-28
Счастье на СходненскойИпотека 5,9% от ВТБ. Высокие потолки. До метро 5 минут!Проектная декларация
Счастье в ВешнякахИпотека 5,9% от ВТБ. Парковые зоны. 15 минут до м. Выхино!Проектная декларация
Спецпредложения

Как вокзалам дают новую жизнь

Отечественные вокзалы имеют одну схожую черту: недружественную окружающую среду. Привокзальные площади чаще всего забиты автотранспортом и стихийными торговыми точками, а территория вокруг выглядит неухоженной и заброшенной. Можно ли исправить ситуацию и «гуманизировать» это пространство?

Кейс по метаморфозам

В любой точке мира вокзалы считаются местом повышенной опасности. Прибывающие и отбывающие поезда, платформы, железнодорожные пути и днем, и ночью требуют от пассажиров внимательности и осторожности. В некоторых городах усугубляют ситуацию карманники и бродяги, которые здесь «кормятся». Другое дело, что во многих странах удалось полностью нейтрализовать недружественную среду, в том числе за счет благоустройства территории вокруг вокзала, реконструкции самого здания и наделении его новыми функциями.

Основатель архитектурного бюро Master’s plan Юлия Зубарик приводит пример радикального подхода к решению судьбы такого объекта в центре столицы. «Вокзал в Париже был превращен в галерею художественного искусства и  получил название музея д’Орсе. Сейчас это одна из наиболее посещаемых выставочных площадок французской столицы», – говорит эксперт.

Во время загрузки произошла ошибка.Музей д’Орсе в Париже

Еще один интересный пример – это вокзал в Лейпциге, который с начала XX века перестраивался несколько раз, но после реконструкции в 2015 году стал чуть ли не самым крупным по площади в Европе. «Кейс интересен тем, как в нем функционирует торговый центр арендуемой площадью около 30 тысяч кв. метров. Это успешный проект «встраивания» торговых площадей в здания железнодорожных вокзалов», – рассказывает Полина Жилкина, руководитель отдела ритейл-консалтинга департамента торговой недвижимости компании JLL. По ее мнению, заслуживает внимания и проект транспортного хаба Sagrera в Барселоне, инвестиции в который превышают 600 млн евро. «Фишка» проекта – парк La Sagrera Lineal Park, который будет разбит над терминалом.

Во время загрузки произошла ошибка.Вокзал в Лейпциге

Вокзалы обладают огромным трафиком, в том числе транзитным, который связан с ожиданием, что является мощным стимулом спонтанных покупок. Кроме того, выгодная локация делает их удобным местом покупок и для горожан. Именно поэтому, как считает Илья Мейтыс, руководитель архитектурного бюро «Архкон», тренд на превращение вокзалов в многофункциональные центры (МФК) будет усиливаться, а, соответственно, будут возрастать и требования к внутренним рекреационным пространствам: детским зонам, благоустройству и пр. «Отличным резервом могут стать расположенные рядом промышленные зоны. Например, территории у трех вокзалов в Москве, рядом с Курским вокзалом. Здесь вполне могли бы появиться новые парковые пространства, транспортно-пересадочный узел и МФК под открытым небом. Интересен проект на площади Павелецкого вокзала, но пока он не реализован», – перечисляет эксперт.

Во время загрузки произошла ошибка.Курский вокзал в Москве

В отечественной практике вокзалы сегодня  отстают по интересным, прорывным проектам от аэропортов. Илья Мейтыс объясняет это тем, что железные дороги уже не развиваются так стремительно, как это было в XIX-XX веках. Кроме того, здания вокзалов расположены в центре города, и здесь речь идет всегда о реконструкции, а не новом строительстве, что гораздо сложнее. Создать современные коммуникации, обустроить необходимое количество парковочных мест и пр. в плотной городской застройке не всегда удается.

Транзитная начинка

Самая же необходимая начинка для всех вокзалов это аптеки, кафе, рестораны, возможно, отделения банков и банкоматы. Однако в Европе пошли дальше. Знаменитый железнодорожный вокзал Мадрида, это не только огромный транспортный хаб, но еще и оранжерея, которая устроена прямо в центре здания. Здесь помимо тропической зелени и цветов есть пруд с черепахами и золотыми рыбками, лавочки для отдыха пассажиров.

Во время загрузки произошла ошибка.Вокзал в Мадриде

Любопытен проект экогорода на рельсах, реализуемый в городе Винге (Дания), проект реновации недействующих станций парка Хай-Лайн в Нью-Йорке, вокзал в Штутгарте и другие. Между тем любая хорошая идея, например, создание на вокзалах тех же детских площадок, как отмечает глава бюро MAD Architects Мария Николаева, потребует увеличения штата работников управляющей компании.
 

Поддерживать чистоту и порядок на этих островках при большом потоке будет непросто. Вокзалы должны быть функциональны и удобны для пользования по своему основному назначению, большинство элементов необходимо делать с учетом высокого износа и риска вандализма.
Мария Николаева
Глава бюро MAD Architects

Около многих европейских вокзалов, особенно исторических, разбиты небольшие скверы с фонтанами, где можно отдохнуть или дождаться своего поезда. «Такие вокзалы встречаются и в России, но в силу климатических особенностей скверы функционируют только в теплое время года», – добавляет Мария Николаева.

Рентабельность фонтана

В целом эксперты единодушны в том, что фонтаны, оранжереи, парки и другие крупные элементы комфортного времяпрепровождения должны быть уместны и располагаться там, где позволяет площадь. Затраты же будут зависеть от того, как финансируется проект: полностью за счет бюджетных средств или, в основном, за счет частного капитала.

Во втором случае, как отмечает Полина Жилкина, любой инвестор будет считать доходность, взвешивать все «за» и «против» низкорентабельных элементов концепции проекта. «Объем инвестиций зависит от степени реконструкции здания или нескольких строений, увеличения их площадей и пр. В удельном выражении стоимость может варьироваться от 600-700 долларов (минимальная реконструкция, реновация с использованием существующего конструктива) до 2000-2500 долларов на квадратный метр», – подсчитывает эксперт. Мария Николаева называет вилку от 1 млн рублей до 2-3 млрд рублей.

Возможно, что овчинка стоит выделки. По мнению Юлии Зубарик, чем более разноплановыми будут функции вокзалов, тем более успешными они могут быть с коммерческой и социальной точки зрения. «Основные зоны – досмотра, покупки билетов – занимают не слишком большие площади. Все остальные, включая и зону ожидания, могут быть переданы не только под торговлю и общепит, но и под объекты культурно-просветительского характера. Галереи, фотовыставки, даже образовательные центры – все это может быть размещено и с успехом привлекать пассажиров, ожидающих поезд», – полагает эксперт.

Пока же реализация подобных масштабных проектов видится только в будущем и только в крупных городах. Жители небольших российских городов рады были бы и малому – отремонтированным платформам, небольшим скверам, ухоженным клумбам, тротуарам с хорошим покрытием и чистоте.

Яна Ягур
Читайте также
Недавний старт продаж
10
ЖК "Академика Павлова", ул. Академика Павлова
24 сентября 2018
Ипотека
Старт продаж
Мат. капитал
от 4 866 680 Р
Жилой комплекс «Академика Павлова» расположен в зелёном районе Кунцево на западе Москвы в 10 минутах ходьбы от метро «Молодёжная». В него входят монолитные дома высотой...
1-комн. от 8 276 400 Р
2-комн. от 10 914 480 Р
3-комн. от 14 119 520 Р
4+ комн. от 17 527 600 Р
Студия от 4 866 680 Р
ЗастройщикГК ПИКСдача ГКIV Квартал 2020
Молодежная, 10 мин. пешком
14
ЖК "Михайловский парк", ул. Институтская 2-я
19 ноября 2018
Ипотека
Старт продаж
Мат. капитал
от 3 904 400 Р
Жилой комплекс «Михайловский парк» распложен на юго-востоке Москвы, в 10 минутах ходьбы от станции метро «Рязанский проспект». В 2019 году в 10 мин. пешком откроется...
1-комн. от 5 122 980 Р
2-комн. от 5 958 000 Р
3-комн. от 9 835 560 Р
Студия от 3 904 400 Р
ЗастройщикГК ПИКСдача ГКII Квартал 2021
Рязанский проспект, 15 мин. пешком
15
ЖК "Аннино парк", Варшавское ш
9 декабря 2018
Ипотека
Старт продаж
Мат. капитал
от 8 543 410 Р
Жилой комплекс «Аннино парк» расположен на юге Москвы в пяти минутах ходьбы от метро «Аннино». В него входит несколько монолитных корпусов и надземный паркинг на 300...
1-комн. от 8 543 410 Р
2-комн. от 9 704 620 Р
3-комн. от 11 767 350 Р
4+ комн. от 16 314 950 Р
ЗастройщикГК ПИКСдача ГКII Квартал 2019
Комсомольская, 3 мин. пешком
8
ЖК "Павлова 40", ул. Академика Павлова
20 сентября 2018
Ипотека
Старт продаж
Мат. капитал
от 5 142 960 Р
Жилой комплекс "Павлова 40" расположен в зелёном районе Кунцево на западе Москвы, в 5 минутах ходьбы от станции метро "Молодёжная". В него входят три монолитных корпуса...
1-комн. от 8 795 520 Р
2-комн. от 11 244 710 Р
3-комн. от 14 731 890 Р
4+ комн. от 17 112 270 Р
Студия от 5 142 960 Р
ЗастройщикГК ПИКСдача ГКI Квартал 2021
Молодежная, 5 мин. пешком